Разноцветные дни. (romanetto) wrote,
Разноцветные дни.
romanetto

Categories:

Черный ястреб / Black Hawk Down, 2001, реж. Ридли Скотт

11.jpg

Про сражение в сомалийском городе Могадишо я узнала случайно, когда пару лет назад слушала курс на Coursera от Лондонского университета, посвященный историческим фотографиям.

Дело обстояло так. В 1993 году американцы в рамках своей миссии принуждения к добру всего неразумного человечества фактически вмешались в гражданскую войну. ООН назначила 25 тысяч долларов за голову генерала Айдида, которого выбрали главзлодеем, а американцы разработали операцию по.. похищению соратников Айдида и взятию их в заложники!

Вмешиваясь во внутригосударственный конфликт, ни ООН, ни США не посчитались с тем, что у Айдида и его сил коалиции появилась большая поддержка местного населения. Учитывая сотни погибших мирных граждан в результате постоянных боестолкновений и авиаударов (ООН вовсю "миротворчествовала"), значительная часть населения города стала симпатизировать Айдиду как борцу против интервенции ООН. Поэтому во время сражения в Могадишо (а планировалась оно, как точечная операция по захвату дома, в котором должны были находиться ближайшие соратники Айдида и стать заложниками) все пошло сильно не так. Мало того, что против групп десанта и наземной группировки довольно мощно выступали войска Айдида, так еще и население подключилось, и, по словам американцев, в них стреляли даже женщины и дети, подхватывая оружие сомалийских солдат, убиваемых снайперами, кроме того, этими самыми женщинами и детьми сомалийцы якобы прикрывались, как живым щитом иногда. Но вообще-то это был городской бой, и на улицах оказалось полно горожан.

Затем сомалийцы сбили пять (!) американских вертолетов, блокировали часть военных, наступили ад и ужас, которые длились около суток. А изначально операцию планировали провести за полчаса. Кое-как американцы спасли заблокированных, но в итоге 18 американцев погибло, а около сотни было ранено. Сомалийцев же погибло по разным данным от тысячи человек и больше (напоминаю, что это был городской бой, а значит жертвами пали и мирные жители).


Широко известны стали трагические фотографии Пола Уотсона, на которых разъяренная толпа сомалийцев (и мужчин, и женщин) таскает по городу тело убитого американского спецназовца. Американцы были шокированы, так как поняли, что миротворческая деятельность на глазах превращается в очередную вьетнамскую войну. Кроме того, внутри Сомали велась антиамериканская пропаганда, и сомалийцы, вне зависимости от того, поддерживали они генерала Айдида или какой-то другой клан, объединились в ненависти к интервентам.

Фильм Ридли Скотта "Черный ястреб" представляет собой отлично воспроизведенную военную операцию в Могадишо с указанием точного времени тех или иных действий. После небольшой экспозиции - военная база, знакомство с основными героями, вводная в злодейство (ужасные бандиты стреляют по мирному населению, набросившемуся на гуманитарку) и осознание необходимости похитить приспешников главзлодея, дружеские отношения между спецназовцами, шутки-прибаутки, быстрая разработка несложной операции, на которую собираются, как на прогулку "вернемся через полчаса, поэтому вода и тепловизоры не нужны" - начинается основная часть фильма. Спецназовцы спускаются с вертолетов в здание, хватают заложников, к дому подъезжает транспорт, заложников грузят, техника выдвигается, чтобы затем соединиться за опасным кварталом с мощным конвоем, а сверху прикрывают вертушки. Но что-то пошло не так, и начался тот самый ад..

1.jpg

Хронометраж фильма около двух с половиной часов, ввод в суть дела недолгий, а все остальное время поддерживается мощнейшая динамика и напряжение в каждом кадре. Камера переключается с одной группы военных на другую, вертолеты падают, одна часть спецназа прячется в развалинах, другая мчится с заложниками, штаб внимает донесениям и пытается корректировать операцию, а воинственные отважные сомалийцы с какими-то берданками (ну вертолеты-то они из гранатометов сбивали, но и это мощно - попадать из гранатометов по вертушкам) носятся по городу, преследуя американцев и падают, сраженные их пулями.

1.gif

В общем, грандиозно снято, очень продуманный сценарий, не оторваться, хотя, естественно, все известно заранее. Отличное музыкальное сопровождение, этнические мелодии при показе сомалийцев, и американская музыка для, соответственно, американской темы.

2.gif

Актеры все хорошие, через несколько минут после начала этой "великой" операции, лица солдат густо измазаны грязью и кровью, поэтому выделить кого-то сложно *смайл*. Мне, впрочем, показалось, что Джош Хартнетт практически в главной роли сержанта Еверсманна - некоторый мискастинг. Он слишком нежный и инородный, ему только романтику играть с таким страдальческим видом и вечно приоткрытым ртом. А в остальном команда очень неплохая, можно распознать молодых Орландо Блюма и Тома Харди, а еще там есть Юэн МакГрегор и выразительный Уильям Фихтнер.

Абсолютно мужской состав, фильм снимался в 2001 году, поэтому никто не додумался ввести вымышленную деву на роль спецназовки, а то как же так нетолерантно-то, или остальные роли реальных прототипов раздать чернокожим.

2.jpg

Взять идеологической составляющей этот фильм не может, поскольку идеология тут очень уж прозрачна, особенно сейчас, если и в курсе от Лондонского Университета истинные цели американцев ясно обозначены. Герои совсем чуть-чуть пытаются рассуждать о том, что же они делают на чужой войне, сомалиец говорит захваченному летчику, что, мол, вы что, думаете, убьете генерала Айдида и наведете тут свой порядок, да хер вам, а один из героев туманно формулирует в финале, почему он не мыслит своей жизни без вечной войны (работе в горячих точках) - "им (родным) не понять.. им не понять все это, что с тобой рядом погибали друзья". Но это момент - очень точное попадание в цель, он говорил об адреналине. Диком адреналине, ощущении своей силы и нужности, и, конечно, о чувстве плеча товарища. Поскольку и фильм в целом - о взаимовыручке, о том, что никого нельзя оставлять, ни раненых, ни убитых. И вся эта крайне неудачная операция, вошедшая, наверное, во все учебники, как пример кучи ошибок, все же демонстрирует ну хоть что-то хорошее, не бросать никого - приказ сверху и внутренняя этика всех этих военных формирований.

4.gif

Это и вызывает симпатию к ребятам, торчащим от адреналина или пока не разобравшимся, что же они тут делают, в этом идея фильма, как эмоционально воздействовать на зрителя. Герой Хартнетта блеет что-то невразумительное в последних кадрах ленты про то, что его тоже спрашивали, зачем ему чужая война, мол, не для для того ли, чтобы быть героем, а он теперь отвечает, что иногда просто приходится им быть..

А в реале Билл Клинтон прекратил хотя бы эту сомнительную деятельность в Сомали через две недели после провальной операции в Могадишо.

3.gif

Нет четкого антивоенного высказывания, есть виляние лавирование, ну да, наверное, чужая война - это не очень хорошо, но спецназовцы - такие дружбаны и няши, ничего, что огнем поливают все живое вокруг в чужой стране, главное, что друг друга выручают. Так что режиссеру и команде вроде как удалось пройти по тонкой линии между оправданием "миссии", весьма скудными размышлениями на тему чужой войны, не идущими дальше констатаций факта, что война-то чужая, и попытками вызвать симпатию к американским военным.

В целом - очень рекомендую к просмотру!
Tags: фильм-фильм-фильм
Subscribe

Posts from This Journal “фильм-фильм-фильм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments