?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

11.jpg

Про сражение в сомалийском городе Могадишо я узнала случайно, когда пару лет назад слушала курс на Coursera от Лондонского университета, посвященный историческим фотографиям.

Дело обстояло так. В 1993 году американцы в рамках своей миссии принуждения к добру всего неразумного человечества фактически вмешались в гражданскую войну. ООН назначила 25 тысяч долларов за голову генерала Айдида, которого выбрали главзлодеем, а американцы разработали операцию по.. похищению соратников Айдида и взятию их в заложники!

Вмешиваясь во внутригосударственный конфликт, ни ООН, ни США не посчитались с тем, что у Айдида и его сил коалиции появилась большая поддержка местного населения. Учитывая сотни погибших мирных граждан в результате постоянных боестолкновений и авиаударов (ООН вовсю "миротворчествовала"), значительная часть населения города стала симпатизировать Айдиду как борцу против интервенции ООН. Поэтому во время сражения в Могадишо (а планировалась оно, как точечная операция по захвату дома, в котором должны были находиться ближайшие соратники Айдида и стать заложниками) все пошло сильно не так. Мало того, что против групп десанта и наземной группировки довольно мощно выступали войска Айдида, так еще и население подключилось, и, по словам американцев, в них стреляли даже женщины и дети, подхватывая оружие сомалийских солдат, убиваемых снайперами, кроме того, этими самыми женщинами и детьми сомалийцы якобы прикрывались, как живым щитом иногда. Но вообще-то это был городской бой, и на улицах оказалось полно горожан.

Затем сомалийцы сбили пять (!) американских вертолетов, блокировали часть военных, наступили ад и ужас, которые длились около суток. А изначально операцию планировали провести за полчаса. Кое-как американцы спасли заблокированных, но в итоге 18 американцев погибло, а около сотни было ранено. Сомалийцев же погибло по разным данным от тысячи человек и больше (напоминаю, что это был городской бой, а значит жертвами пали и мирные жители).


Широко известны стали трагические фотографии Пола Уотсона, на которых разъяренная толпа сомалийцев (и мужчин, и женщин) таскает по городу тело убитого американского спецназовца. Американцы были шокированы, так как поняли, что миротворческая деятельность на глазах превращается в очередную вьетнамскую войну. Кроме того, внутри Сомали велась антиамериканская пропаганда, и сомалийцы, вне зависимости от того, поддерживали они генерала Айдида или какой-то другой клан, объединились в ненависти к интервентам.

Фильм Ридли Скотта "Черный ястреб" представляет собой отлично воспроизведенную военную операцию в Могадишо с указанием точного времени тех или иных действий. После небольшой экспозиции - военная база, знакомство с основными героями, вводная в злодейство (ужасные бандиты стреляют по мирному населению, набросившемуся на гуманитарку) и осознание необходимости похитить приспешников главзлодея, дружеские отношения между спецназовцами, шутки-прибаутки, быстрая разработка несложной операции, на которую собираются, как на прогулку "вернемся через полчаса, поэтому вода и тепловизоры не нужны" - начинается основная часть фильма. Спецназовцы спускаются с вертолетов в здание, хватают заложников, к дому подъезжает транспорт, заложников грузят, техника выдвигается, чтобы затем соединиться за опасным кварталом с мощным конвоем, а сверху прикрывают вертушки. Но что-то пошло не так, и начался тот самый ад..

1.jpg

Хронометраж фильма около двух с половиной часов, ввод в суть дела недолгий, а все остальное время поддерживается мощнейшая динамика и напряжение в каждом кадре. Камера переключается с одной группы военных на другую, вертолеты падают, одна часть спецназа прячется в развалинах, другая мчится с заложниками, штаб внимает донесениям и пытается корректировать операцию, а воинственные отважные сомалийцы с какими-то берданками (ну вертолеты-то они из гранатометов сбивали, но и это мощно - попадать из гранатометов по вертушкам) носятся по городу, преследуя американцев и падают, сраженные их пулями.

1.gif

В общем, грандиозно снято, очень продуманный сценарий, не оторваться, хотя, естественно, все известно заранее. Отличное музыкальное сопровождение, этнические мелодии при показе сомалийцев, и американская музыка для, соответственно, американской темы.

2.gif

Актеры все хорошие, через несколько минут после начала этой "великой" операции, лица солдат густо измазаны грязью и кровью, поэтому выделить кого-то сложно *смайл*. Мне, впрочем, показалось, что Джош Хартнетт практически в главной роли сержанта Еверсманна - некоторый мискастинг. Он слишком нежный и инородный, ему только романтику играть с таким страдальческим видом и вечно приоткрытым ртом. А в остальном команда очень неплохая, можно распознать молодых Орландо Блюма и Тома Харди, а еще там есть Юэн МакГрегор и выразительный Уильям Фихтнер.

Абсолютно мужской состав, фильм снимался в 2001 году, поэтому никто не додумался ввести вымышленную деву на роль спецназовки, а то как же так нетолерантно-то, или остальные роли реальных прототипов раздать чернокожим.

2.jpg

Взять идеологической составляющей этот фильм не может, поскольку идеология тут очень уж прозрачна, особенно сейчас, если и в курсе от Лондонского Университета истинные цели американцев ясно обозначены. Герои совсем чуть-чуть пытаются рассуждать о том, что же они делают на чужой войне, сомалиец говорит захваченному летчику, что, мол, вы что, думаете, убьете генерала Айдида и наведете тут свой порядок, да хер вам, а один из героев туманно формулирует в финале, почему он не мыслит своей жизни без вечной войны (работе в горячих точках) - "им (родным) не понять.. им не понять все это, что с тобой рядом погибали друзья". Но это момент - очень точное попадание в цель, он говорил об адреналине. Диком адреналине, ощущении своей силы и нужности, и, конечно, о чувстве плеча товарища. Поскольку и фильм в целом - о взаимовыручке, о том, что никого нельзя оставлять, ни раненых, ни убитых. И вся эта крайне неудачная операция, вошедшая, наверное, во все учебники, как пример кучи ошибок, все же демонстрирует ну хоть что-то хорошее, не бросать никого - приказ сверху и внутренняя этика всех этих военных формирований.

4.gif

Это и вызывает симпатию к ребятам, торчащим от адреналина или пока не разобравшимся, что же они тут делают, в этом идея фильма, как эмоционально воздействовать на зрителя. Герой Хартнетта блеет что-то невразумительное в последних кадрах ленты про то, что его тоже спрашивали, зачем ему чужая война, мол, не для для того ли, чтобы быть героем, а он теперь отвечает, что иногда просто приходится им быть..

А в реале Билл Клинтон прекратил хотя бы эту сомнительную деятельность в Сомали через две недели после провальной операции в Могадишо.

3.gif

Нет четкого антивоенного высказывания, есть виляние лавирование, ну да, наверное, чужая война - это не очень хорошо, но спецназовцы - такие дружбаны и няши, ничего, что огнем поливают все живое вокруг в чужой стране, главное, что друг друга выручают. Так что режиссеру и команде вроде как удалось пройти по тонкой линии между оправданием "миссии", весьма скудными размышлениями на тему чужой войны, не идущими дальше констатаций факта, что война-то чужая, и попытками вызвать симпатию к американским военным.

В целом - очень рекомендую к просмотру!

Posts from This Journal by “фильм-фильм-фильм” Tag

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jun. 15th, 2019 07:27 am (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Армия, Кино, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
bit_pitt
Jun. 15th, 2019 08:43 am (UTC)
Полностью соглашусь, один из лучших фильмов у, скажем так, зрелого Скотта:) А за то, что он вызывающе неполиткорректный можно многое простить)
romanetto
Jun. 15th, 2019 08:52 am (UTC)
Скотт меня поражает своим режиссерским диапазоном, ведь Черный ястреб - чистый боевик! Очень разные фильмы он снимал по жанру, темпу, драматической составляющей, в общем, крут :)
bit_pitt
Jun. 15th, 2019 09:03 am (UTC)
Да, он может многое, а по части визуала выдавал иногда практически совершенную картинку, но, увы, сдает(
romanetto
Jun. 15th, 2019 09:51 am (UTC)
Я последние три фильма не видела, смотрела "Марсианина" в 2015! Люблю, конечно, пламенно "Бегущего по лезвию")) А тут добирала как бы из несмотренного хорошего у него, посмотрела "Тельма и Луиза" и "Тот, кто меня бережет". Хотела все три фильма в подборке описать, но по "Черному ястребу" захотелось подробнее высказаться))
bit_pitt
Jun. 15th, 2019 10:04 am (UTC)
Марсианин мне совсем не понравился (детский сад какой-то:)), Завет так и не досмотрел, последний пока даже и не хочу смотреть, сюжет не очень интересен, да и со Спейси как-то не хорошо получилось. А перечисленные Вами фильмы, да, оба хорошие, первый посильнее будет, на мой взгляд.
romanetto
Jun. 15th, 2019 10:06 am (UTC)
Второй просто своеобразный, очень уж неспешный, но красивый, атмосферный, если никуда не спешить, то довольно интересно погрузиться в эту атмосферу) Но "Тельма и Луиза" сильнее, конечно!
modus_cogitandi
Jun. 16th, 2019 08:29 pm (UTC)
Марсианин глупость, конечно (
mr_henry_m
Jun. 15th, 2019 12:18 pm (UTC)
Отлично, и этот фильм Скотта посмотрела! Конечно, идеологическая часть здесь не очень убедительна - да я и вообще перестал обращать внимания на такие вещи в фильмах про американских военных в чужой стране, так как в них всегда применяется набор одних и тех же взглядов на ситуацию. Поэтому сэр Ридли взял именно визуалом и динамикой, но главное - простой человечностью сюжета, так как взаимовыручка этих парней не может не тронуть по-своему. Да и вообще всё чётко, ясно и сурово, без каких-то заскоков. Военное кино в таком виде меня более чем устраивает.
romanetto
Jun. 15th, 2019 01:45 pm (UTC)
Да, посмотрела! Я хотела про три фильма написать в одной подборке, но по двум остальным как-то намного меньше есть, что сказать, хотя они хорошие, а по "Черному ястребу" просто хорошо помню реальную историю. Ну мне любопытно, как потоньше вплести всякие такие моменты скользкие, надо-не надо было туда влезать, и Скотт шикарно вопрос решил, сфокусировавшись на спасении самих героев и коллег из этого ада!

Очень мне понравились и картинка, и динамика, супер. И какой же Ридли Скотт разноплановый режиссер, если сравнивать его фильмы) И военный драматический боевик, и фантастический киберпанк, и драма, и ромком - все по плечу))

Edited at 2019-06-15 01:46 pm (UTC)
mr_henry_m
Jun. 15th, 2019 02:13 pm (UTC)
Да, по части визуала и жанровой разноплановости одновременно ему, пожалуй, нет равных. Есть что-нибудь ещё в планах из его работ?
romanetto
Jun. 15th, 2019 02:19 pm (UTC)
Придется еще что-то смотреть!))
Да "Легенду" или "Дуэлянтов", я мало у него смотрела-то фактически.
mr_henry_m
Jun. 15th, 2019 04:24 pm (UTC)
Да, эти два посоветовал бы в первую очередь
i_ty_toje
Jun. 15th, 2019 04:52 pm (UTC)
Прям помню его, отличное кино.
romanetto
Jun. 16th, 2019 08:36 am (UTC)
Ридли Скотт крут!)
g_bukin
Jun. 15th, 2019 06:19 pm (UTC)
Не думаю, что кто-то его смотрел меньше трёх раз.
Наши так никогда не научатся снимать(
unlimmobile
Jun. 16th, 2019 12:53 am (UTC)
"наши" никогда не научатся так позорно воевать - и это главное, а снимать - поглядите хотя бы "Броненосец Потёмкин" - почти 100 лет, а боевик как вчера вышел, кроме того, именно он стал хрестоматией для блокбастерного голливуда )))
g_bukin
Jun. 16th, 2019 04:10 am (UTC)
Ну да, ну да. Страна богатырей же ж и гениев, ага..
romanetto
Jun. 16th, 2019 08:34 am (UTC)
Какой лукавый ответ) Чем "Броненосец Потёмкин"-то плох? Ничем. Великое кино)
romanetto
Jun. 16th, 2019 08:35 am (UTC)
Я один раз смотрела и навряд ли буду пересматривать)
unlimmobile
Jun. 16th, 2019 01:02 am (UTC)
Забавно, что этот эпизод вообще экранизировали. Ведь все, абсолютно все спец.операции США - это перманентный эпик фейл. Начиная от концептуального планирования до тактического воплощения.

Неплохо было бы снять самую позорную операцию США - «Urgent Fury» («Вспышка ярости») — операция вооружённых сил США по вторжению на Гренаду в 1983 году, когда спецназ США под названием "дельта" был в полном составе чисто конкретно уничтожен, не успев даже высадится, т.е. в воздухе. От дельты осталось одно руководство в пентагоне )))

Уничтожили дельту, как и в Донбассе, простые работяги, правда из Кубы, которые там, в Гренаде, что-то строили. Они взялись за пулемёты ДШК, образца 1930-хх годов из СССР, и из этих пулемётов сбили все вертолёты с десантом.

Одна, группа, говорят, прорвалась, и узнала что значит АКМ против ихних пукалок, когда те же негры с Кубы (как оказалось, негры с Кубы ни разу не такие, как в пиндостане), расстреляли эту группу как в тире.

Вот бы такой фильм!

Edited at 2019-06-16 01:03 am (UTC)
romanetto
Jun. 16th, 2019 03:39 pm (UTC)
Ну тут видишь, такое только кубинцам снимать! А у них навряд ли найдутся финансы. Американцам же ни к чему, непатриотично)
kat_dallas
Jun. 16th, 2019 06:15 am (UTC)
Надо же, я его смотрела...вспомнила, только когда кадры увидела. Согласна, хороший фильм.
romanetto
Jun. 16th, 2019 03:42 pm (UTC)
Я целенаправленно Ридли Скотта смотрела, хотела о трех фильмах написать, но по этому материала много, поэтому будет отдельно :)
murzillo
Jul. 5th, 2019 07:51 pm (UTC)
это до сих пор лучший фильм о современной войне. Ну и Повелитель бури ещё.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

romanetto
Разноцветные дни.
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com