?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета." (c) Н. Лесков


11.jpg
(с) все фото авторства Елены Лапиной с сайта МТЮЗ

Трагичная история молодой купчихи Екатерины Львовны Измайловой, убившей трех человек из-за поистине демонической любви и страсти и отправленной за содеянное на каторгу, самим Лесковым, знавшим толк в криминальных "убойных" делах по своей работе в уголовной палате, подана с долей юмора, порою черного, хотя сам писатель признавался, что создавая этот скорбный очерк "под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи." Повествование таким и получилось, местами смешным, ироничным, и жутким - помышляла ли молодая женщина 24-х лет, вышедшая замуж в свои 19, что убьет и сурового хозяина дома, свекра-старика, и безвольного мужа, по возрасту ей в отцы годящегося, и совсем уж невинную душу, семилетнего ребенка, невольно вставшего на пути ее безоблачного счастья с любовником.

2.jpg

Кама Гинкас идеально уловил ироничное отношение Лескова к своим персонажам, не говоря уж о понимании трагичности происходящего. И сотворил на сцене МТЮЗ два чуда чудесных.


Во-первых, он мастер высочайшего класса, гений режиссуры в отношении мизансцен. Его спектакли надо показывать всем начинающим театральным режиссерам, чтобы разбирали, как можно без эпатажа ради эпатажа, без излишней вульгарности заинтересовать зрителя классикой. Сцена, в которых убиенный свекор является Измайловой во сне в образе кота, и они вдвоем показывают пластический этюд, кувыркаясь на оскверненном супружеском ложе, заставляет рот открыть от изумления. Частично персонажи читают текст Лескова, казалось бы, прием сомнительный, чего тут читать в театре, играть надо! Но как это делается.. Вот и во второй, и в третий раз, и не единожды челюсть снова падает от изумления. То все тот же свекор ошарашенно выслушивает, как его отравили, да как он умер, мимикой передавая отношение к происходящему, то Катерина Львовна озвучивает происходившее в суде и свой равнодушный отказ от ребенка, а то со всей жизненной силой, бурлящей в крови молодой страстной женщины, описывает цветущий яблоневый сад и свое томление и наслаждение от любовных ласк.

LediMakbet00007.jpg

А во-вторых, Гинкас потрясающе выполняет свою режиссерскую работу с актерами. Там где и не ждал от актера/актрисы чего-то выше среднего уровня, получаешь великолепную игру, а там, где ждал высокого класса - просто гениальную.

Работа Елизаветы Боярской безупречна, Боярская показывает Екатерину то молодой озорной девчонкой, маящейся от дикой скуки в одиночестве в пустующем купеческом доме, то влюбленной страстной молодой женщиной, то пропащей душой, погружающейся в пучину зла и безумия. Валерий Баринов в роли свекра Екатерины, Бориса Тимофеевича, выдает что-то запредельное, купец и жестоко патриархален, и комичен, и зловещ. Игорь Балалаев - герой-любовник; скользкий тип этот Серега, и в его душе черти поселились, а обнимает страстно и поет хорошо, молодец-удалец с балалайкой. Александру Тараньжину досталась роль ничем не примечательного мужа Екатерины, теряющегося в тени грозного отца, но этот квартет в целом Боярская, Баринов, Балалаев, Тараньжин и актеры массовки идеально вписываются в предложенные режиссером трактовки образов Лескова.

LediMakbet00003.jpg

LediMakbet00005.jpg

Примечательно, что режиссер использовал первоначальное название лесковского очерка "Леди Макбет Мценского уезда". Где он, Мценский тот уезд? А наш уезд - вот он, рядом, вокруг нас.

LediMakbet00008.jpg

Над хореографическими этюдами поработал Константин Мишин, тут и кот-свекор с его "курны-мурны", и марш каторжан, превращающийся в зловещий танец, и устрашающие размахивания хлыстами - все это усиливает драматургию спектакля. Сценография Сергея Бархина - одно и то же пространство в серо-ржавых тонах, но с помощью игры света оно изменяется, то замкнутое, увешанное образами и олицетворяющее душный купеческий дом, то расширяющееся до двора и сада, а то и вовсе превращающееся в унылый тракт, по которому бредут осужденные в арестантских шинелях, наброшенных на белые рубахи. С дороги на каторгу спектакль начинается, ею же и заканчивается, создавая красивую и метафоричную закольцованность.

LediMakbet00009.jpg

LediMakbet00004.jpg

Молитвенное песнопение разливается в воздухе, из шинелей медленно-тоскливо вытягиваются вверх людские силуэты, вслушиваясь в божественную музыку (в спектакле звучит "Жертва вечерняя" Павла Чеснокова в исполнении Ирины Архиповой, Бориса Христова, Хора Суздальского мужского монастыря) с надеждой, не отмолят ли грешников, но нет никакой музыки небес, лишь ветер тоскливо завывает.

"Безотраднейшая картина: горсть людей, оторванных от света и лишенных всякой тени надежд на лучшее будущее, тонет в холодной чёрной грязи. Кругом все до ужаса безобразно: бесконечная грязь, серое небо, обезлиственные, мокрые ракиты и в растопыренных их сучьях нахохлившаяся ворона. Ветер то стонет, то злится, то воет и рвёт. В этих адских, душу раздирающих звуках, которые довершают весь ужас картины, звучат советы жены библейского Иова: «Прокляни день твоего рождения и умри»."



Группы театра в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте и Инстаграм

Спасибо за приглашение MOSCULTURA

Posts from This Journal by “театр” Tag

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
paolo_74
May. 23rd, 2019 08:06 am (UTC)
очень люблю Лескова, но эта его вещь, хоть и самая известная, наверное, имхо далеко не самая лучшая. и в театр я на нее не пошел бы:) хотя кино посмотрел - с андрейченко и абдуловым. кстати, не восхитился:) картинка в мозгу при прочтении книги рисовалась жуткая, и увидеть эту жуть живьем совсем не хотелось, но в кино как-то немного все сгладили. а вот в театре... судя по описания - наоборот, заострили:)
romanetto
May. 23rd, 2019 08:30 am (UTC)
Я перечитала перед театром, вещь-то отличная, но тяжелая, конечно, а главное, нет ни раскаяния, ни катарсиса ни у кого. Чистое зло и бесы)) Не сказала бы, что Гинкас заострил что-то, все по тексту один к одному, а вот режиссура сама по себе, мизансценирование - гениальны. Если сложится, посмотрю другие его спектакли)

Фильм я не смотрела, но читала перед спектаклем, что сюжет перекроили! Измайлова и ребенка, который ей оказался не нужен, не рожает, и свекор не появляется на экране, а она вся такая жертва-жертва, а злодей - Сергей, и духа самого очерка нет, нет смертной скуки в начале и смертельной страсти потом.
paolo_74
May. 23rd, 2019 08:33 am (UTC)
фильм слабоват, да. и Лескова там, реально, мало. поэтому я его смог осилить:) а вот спектакль, который слово-в-слово, точно не готов:)
romanetto
May. 23rd, 2019 08:38 am (UTC)
Ясно) Но это не дешевая чернуха, нет самих действий по убийству, например. Душат мальчика подушкой по сюжету, но в спектакле он просто уходит с двумя другими покойниками вдаль. В общем, очень интересно смотреть на режиссерские решения!
paolo_74
May. 23rd, 2019 08:40 am (UTC)
блин, не напоминай:(
unlimmobile
May. 23rd, 2019 09:17 am (UTC)
Подавление индивидуальности сводит людей в человеческое стадо, как было в Темные Века Земли, когда христианская церковь фактически выполнила задачу Сатаны, озлобив и сделав убийцами множество людей… К несчастью, главная религиозная книга наиболее техничной и могущественной из прошлых цивилизаций – белой– была Библия, наполненная злом, предательством, племенной враждой и бесконечными убийствами… Иван Антонович Ефремов "Час быка"
Данное произведение чисто олицетворение библейской концепции управления, которое из простых разборок средневековья привело цивилизацию в глубочайший системный кризис, когда предлагается меню на выбор: ядерный апокалипсис, техногенная катастрофа, утечка биологического оружия или просто война всех против всех на полное уничтожение, что и показано в Леди Макбет.
Но вот что интересно: постановка данного вопроса на повестку дня наблюдается у тысяч авторов. Но лишь единицы из них предоставляют решение.
Один из таких - Иван Антонович Ефремов.
Именно потому его репрессировали суслов и андропов в СССР, а когда Стенли Кубрик собрался экранизировать "Час быка", ему внятно дали понять, что не стоит этого делать.
В итоге остался один трейлер )))

Edited at 2019-05-23 09:22 am (UTC)
romanetto
May. 23rd, 2019 09:48 am (UTC)
У Лескова решений нет, да. Просто описание, зарисовка и ноль рефлексий!
unlimmobile
May. 23rd, 2019 12:19 pm (UTC)
Так а мы хотим не только кроличью нору, тоннель в подземелья адовы, - мы хотим свет в конце тоннеля, как светлое будущее, и что?
Пусть режиссёр переосмысливает, ремиксирует, работает, в общем )))
romanetto
May. 23rd, 2019 12:39 pm (UTC)
Мы может и хотим, а режиссеру не надо)))
unlimmobile
May. 23rd, 2019 12:43 pm (UTC)
Значит нет у него бинокулярного зрения, как циклопа. А таких не берут в будущее )))
motherware
May. 29th, 2019 02:46 pm (UTC)
Боярская младшая здесь выглядит органично, молодец.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

romanetto
Разноцветные дни.
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com