Разноцветные дни. (romanetto) wrote,
Разноцветные дни.
romanetto

Category:

Лучшие экранизации. Список Шиндлера / Schindler's List, 1993, реж. Стивен Спилберг

0.png

Фильм рассказывает реальную историю загадочного Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй мировой войны почти 1200 евреев.

Спилберг, экранизируя роман Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера", снял красивый черно-белый фильм, в который вбухано деньжищ немерено с голливудским размахом, огромная массовка (20 тысяч статистов), костюмы, сохранившиеся с войны, закуплены у населения, декорации выстроены, приглашены не звезды первой величины, но достойные актеры. Это понравилось, так как качество ощущается. Хорошо и то, что достигнут некий баланс жестокости, нет излишне натуралистичных сцен, однако, вполне достаточно по ходу фильма показано страданий и смертей, чтобы к концу уже физически ощущать весь этот мрак.

Гениально сыграл Рэйф Файнс! Матерый кинозлодей у него получился, прямо с рогами и копытами, внушающий и ужас, и отвращение, чудовище с демонически привлекательной внешностью. Играл он Амона Гёта, коменданта польского концлагеря Плашов. Очень хорош и Бен Кингсли в роли умного тихого Ицхака Штерна, которого Шиндлер сделал своим управляющим. К плюсам можно отнести и то, что показаны ключевые исторические моменты - и создание еврейского гетто в Кракове, и последующее его уничтожение, создание концлагеря Плашов, немного показан и Освенцим, то есть, тема уничтожения евреев раскрыта. Можно отметить и отличную музыку.

2.jpg

А теперь о том, что лично у меня вызывает странные ощущения какой-то фальши.


История-то сама по себе реальная, предприимчивый фабрикант создал бизнес в Польше, затребовал себе евреев в качестве рабочей силы, ну и когда их вознамерились уничтожить нацисты, Шиндлер их выкупил, работали они у него уже на отдельной фабрике под присмотром немцев-охранников, но все же это не концлагерь, и таким образом, удалось спасти жизни примерно 1200 человек. История описана в романе, затем создали адаптированный сценарий и - вуаля, смотрим фильм.

Шиндлер был членом НСДАП, а НСДАП активно продвигала расовую идею, она крепко засела в мозгах всех членов партии. В фильме отсутствует совершенно момент изменений в психологии главного героя. Вот он орет, что к нему на работу пристроили однорукого рабочего, вот он выгоняет девушку, пришедшую просить за родителей, потом ему сообщают, что в лагере убили 25 евреев и бац! Перерождение произошло, с этого момента Шиндлер решает спасать евреев, что выглядит совершенно неубедительно.

3.jpg

Богатый фабрикант вхож во все кабинеты, так как он угощает всех в ресторанах, и отдает это какой-то голливудщиной, так как немцы - педанты в отношении правил и инструкций, и к хлебосольному бизнесмену отнеслись бы не так благодушно. Кроме того, тупят немцы страшно, и все-то блистательному Шиндлеру сходит с рук, стоит ему нежно улыбнуться и сказать, что не виноват. Накала идиотизма это достигает в конце, ну спрятал он евреев на своей фабрике, производит фабрика снаряды, ну и черт с ними, так нет, снаряды ВСЕ бракованные! Не творческое ли это преувеличение? А то контроля качества у немцев не было, за снаряды денежки уплачены, и никто не замечает, что ни один снаряд не выполнил своего предназначения. Фантастика!

1.jpg

Про Гёта я уже говорила, что он просто исчадие ада с рогами и копытами, потому что расстреливает евреев просто так. Ну хорошо, расстрелять каждого второго в группе людей, из которых только один пытался бежать, это существовавшая практика устрашения. Но он развлечения ради стреляет с балкона своего дома по заключенным. Сбрендивший психопат, больной на всю голову, пренебрегающий опять же инструкциями. И, кстати, психопат-то он только в отношении евреев, поскольку Шиндлера любит, как потерянного и нашедшегося брата, и во всем ему потакает, и перед начальством защищает. Ну да про реального Гёта я всех подробностей не знаю, может он и был психопатом-садистом, а тут так удачно совпало, что он мог реализовать свои склонности на работе. Здесь хотя бы образ цельный, и Файнс прекрасен!

4.jpg

По контрасту с ним Лиам Нисон в роли Шиндлера смотрится не впечатляюще. Он неплохой актер (наверное), но чего-то ему для этой роли не хватает, все время одно и то же печальное выражение лица, даже когда он смеется. Сцена в конце, когда героя должен настигнуть катарсис (он рассуждает, что можно было машину продать и спасти еще 10 человек), выглядит очень слабо.

Есть какие-то весьма странные моменты, как например, расстрел комендантом рабочего, три раза его пистолет дает осечку. Ну ОК, пистолет сломанный, он хватает у охранника другой пистолет, и тот тоже дает осечку! Это к чему вообще было? Девочка в красном пальто в ч/б фильме (красный флаг Эйзенштейна?), бегающая по городу, мне тоже не понравилась. А это к чему? Там полно несчастных гибнущих детей, им и так сострадаешь. Зачем девочку раскрасили?

Ну и, конечно, советские солдаты, освобождавшие Восточную Европу, отсутствуют, как класс, на фабрику приезжает солдат на лошади и сухо сообщает, что "вас освободили". Ну ладно хоть не американский солдат прискакал, и на том спасибо. Шиндлер, кстати, уезжает за день до этого, силой логики, как он всегда делал, воздействуя на злодеев-охранников, чтобы они не убивали евреев, и трогательно прощаясь с рабочими. Уезжает он в шикарной машине.

Посмотрела с интересом, отметив все хорошее, что есть в картине, но фальшь просто удручает)
Tags: лучшее в мировом кино, фильм-фильм-фильм
Subscribe

Posts from This Journal “лучшее в мировом кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →