Разноцветные дни. (romanetto) wrote,
Разноцветные дни.
romanetto

Category:

Серджо Леоне и его фильмы. Спагетти-вестерны и гангстерская сага

Sergio_Leone.jpg

В январе 2019 года исполнилось 90 лет со дня рождения Серджо Леоне, итальянского режиссера и одного из основоположников так любимого многими зрителями жанра спагетти-вестерна.

Знаменитая "долларовая трилогия" снята Леоне подряд, в 1964, 1965 и 1966 годах. Во всех фильмах ("За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой") в главной роли снимался малоизвестный в то время Клинт Иствуд, и звучала музыка Эннио Морриконе. В вестернах режиссера нет однозначно хороших героев, все они занимаются криминальными или полукриминальными вещами, имея дело с бандитами или являясь ими.

1.jpg

1.gif


"Человек Запада не имеет ничего общего с человеком, нарисованным голливудскими режиссерами и сценаристами. Реальный Запад был миром насилия, страха и грубых инстинктов. В борьбе ради наживы нет добра и зла, благородства и коварства, тут всё зависит от обстоятельств, побеждает не лучший, а просто более везучий" (с) Серджо Леоне

Однако, благородство несомненно проявлялось, между некоторыми героями возникала привязанность и даже подобие дружбы. Вместе с тем - налицо переосмысление канонов классического вестерна в несколько ироничном ключе и пародийная стилизация под классику.

2.jpeg

2.gif

В первых двух фильмах трилогии Серджо Леоне "пробует перо" и в заключительной части достигает великолепного результата, обыгрывая стандартные ситуации вестерна и достигая мастерства в показе завораживающих крупных планов лиц и глаз и эффектных, врезающихся в память перестрелок, и зрелищных драк.

"Я начал фильм так же, как и два предыдущих: три героя, охота за золотом, но я хотел демистифицировать персонажей, и, с другой стороны, показать нелепость войны. Что значат эти слова: хороший, плохой, злой? Все мы немного хороши, немного плохи, немного злы. Иногда появляются люди, нам кажется: они злые, но когда мы узнаем их лучше, мы понимаем, что они - достойные люди. Что же касается войны - это бесполезная, глупая вещь, ее не оправдать никакой причиной. Когда я снимал концлагерь, я думал о нацистских лагерях, с их еврейскими оркестрами. Однако в фильме есть много смешных вещей. Там правит плутовской дух, комедия делла'арте" (с) Серджо Леоне

3.jpg

3.gif

Однако, следующий фильм режиссера "Однажды на Западе", снятый в 1968 году с участием Генри Фонды, Чарльза Бронсона и Клаудии Кардинале, намного эпичнее и еще зрелищнее, чем "Хороший, плохой, злой". Он напоминает сказку, на что намекает и название, похожее на начало сказания "Однажды..", и хотя по-прежнему полон сцен насилия и жестокости, как и "долларовая трилогия", так же очевидно, что как бы сам Леоне не настаивал, что в каждом намешано всего понемногу, плохой плохому рознь, и определенно кто-то выступает на стороне Добра, а кто-то - Зла.

4.jpg

4.gif

Последним вестерном режиссера стал фильм 1971 года "За пригоршню динамита" с участием Рода Стайгера и Джеймса Кобурна, действие же разворачивалось на фоне мексиканской революции 1910-1917 годов. На экране опять же плохие, хорошие и характеры-перевертыши, но в условиях революции истории становятся явно трагичнее. Хотя тот плутовской дух, о котором упоминал режиссер, несомненно, царит и здесь. Все вестерны Серджо Леоне отличает авантюризм главных героев и черный юмор. Апогеем всего становится концовка-трагифарс, которая в общем-то ставит точку и в смелом исследовании-интерпретации режиссером мира Дикого Запада. Он рассказал, видимо, все, что мог о мире героических одиночек, просто по-своему борющихся за выживание и зачастую презирающих смерть.

5.jpg

5.gif

После двенадцати лет молчания режиссер снимает четырехчасовою сагу "Однажды в Америке" уже об организованной преступности, гангстерах времен сухого закона. Она явилась и итоговой работой мастера, умершего в 60 лет от инфаркта, что добавляет трагичности повествованию. Роберт де Ниро великолепно сыграл в этой ленте одного из бандитов еврейской банды по кличке Лапша. В самом фильме показаны три временных пласта - детство Лапши, его дружба с будущими гангстерами, в ту пору такими же малолетними шалопаями, 1930-е, время расцвета банды, закончившееся в 1933 году, и 1968 год, когда постаревший Лапша возвращается в Нью-Йорк и ностальгически пытается отыскать какие-то следы давно потерянного мира, тех дружб, любви, предательства. Леоне нарезает эти пласты и перемешивает, но на этом не заканчивается его игра со временем. Герои режиссера всегда были окружены ореолом мистичности, они появлялись ниоткуда и уходили неизвестно куда. В гангстерской саге мистика выходит на новый уровень, и существуют толстые намеки на время, которое на самом деле никогда не наступило.

6.jpg

6.gif

8.gif

"Не является ли фильм также историей Америки, связанной с опиумной грезой (галлюцинацией)? Отличительной особенностью опиума является то, что этот наркотик даёт представить о будущем как о прошлом. Опиум создаёт образы будущего. Прочие наркотики позволяют тебе увидеть только прошлое. Пока Лапша мечтает о том, какой могла бы быть его жизнь и пока он представляет своё будущее, я, как европейский режиссёр, получаю возможность мечтать внутри американского мифа. И вот и всё, идеальная комбинация. Мы идём вместе. Лапша со своей мечтой. И я со своей. Это две поэмы, которые сплавляются вместе. Потому что, как далеко меня не увлекают эти вопросы, Лапша никогда не покидает 1930-е. Он воображает всё. Весь фильм является опиумной грезой Лапши, через которую я думаю о призраках кинематографа и американских мифах" (с) Серджо Леоне

7.gif

Следующей работой Серджо должна была стать лента о блокадном Ленинграде, в котором застрял на все время блокады американский кинооператор, Роберт де Ниро предполагался и на эту роль. Контракт на совместную работу Италии, Америки и России был подписан, но Серджо Леоне умер.

"Я не хотел бы делать акцент на военных событиях, хотя и они, разумеется, будут показаны в нашем фильме. Мы хотим рассказать о человеческих чувствах на войне, об истории любви американского кинооператора и русской девушки, оказавшейся в блокадном городе... Возможно, это главный проект моей жизни"

Судьба распорядилась иначе. Однако, зритель благодарен Серджо Леоне за его бесшабашные вестерны с героями, многозначительно щурящими глаза и произносящими емкие фразы, навсегда врезающиеся в память, за пыль из-под копыт лошадей в живописных каньонах, за верность и честность, за выбор дружбы, а не злата, и за американскую сагу, в которой все те же мотивы в других декорациях.

leone1.jpg

P.S. Хорошие были тематические новогодние каникулы - погружение в творчество Леоне! Раньше смотрела только "Однажды в Америке" (пересмотрела), остальные фильмы - впервые. Очень рекомендую)
Tags: Леоне, фильм-фильм-фильм
Subscribe

Posts from This Journal “фильм-фильм-фильм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →