?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Исторический роман "Благоволительницы" написан от лица офицера СС Максимилиана Ауэ писателем американо-еврейского происхождения Джонатаном Литтеллом на французском языке (русский перевод Ирины Мельниковой отличный).



Вымышленный герой романа Ауэ занимался важной для немецких национал-социалистов задачей - уничтожением евреев. И не только этим. В романе охвачен период Второй мировой войны с начала военных действий Германии против СССР и до падения Берлина. Композиционно произведение разбито на семь частей, а их названия соответствуют названиям сюит французского композитора Жана-Филиппа Рамо.

Токката. Вступление: спустя годы Ауэ под вымышленным именем спокойно живет во Франции и пишет мемуары.

Аллеманды I и II. Украина, Бабий Яр и Кавказ.

Куранта. Сталинградский котел (неожиданно).

Сарабанда. Восстановление после тяжелого ранения и детективная линия, связанная с родителями Ауэ.

Менуэт (в рондо). Новое назначение - инспекция концлагерей и задача по повышению производительности труда заключенных.

Напев. Максимилиан проводит примерно месяц после очередной контузии (Берлин уже вовсю бомбят) в особняке сестры и ее мужа, покинутым хозяевами, в нарциссических и эротических пьяных и полубредовых фантазиях.

Жига. Драматичное возвращение в Берлин и напряженная развязка.

Эстеты могут найти эту прекрасную музыку барокко и попытаться сопоставить "приключения" Ауэ и музыкальное сопровождение текста. Я же поговорю о содержании этого весьма объемного романа. Мог ли еврей написать книгу о Холокосте с главным героем-нацистом и не создать при этом картонного злодея?


Максимилиан - молодой офицер около 30-ти лет, он блестяще образован, чтит философию, музыку и литературу, но при этом глубоко несчастен, всю жизнь он любит только одну женщину - свою сестру-близняшку, с которой его разлучили, когда вскрылась их подростковая привязанность слишком близкого характера, а в результате Ауэ приобрел склонность к пассивному гомосексуальному сексу, воображая на своем месте сестру, отдающуюся мужчинам. Возможно, для кого-то всего этого достаточно, чтобы сказать фу-фу-фу, все с этим писателем понятно, наградил героя сексуальными девиациями, не мог показать нормального человека, волею судеб оказавшегося в СС.

Но рефлексии главного героя, связанные непосредственно с его личной историей интересны, а обычных людей на любой вкус полно в романе, поэтому, пожалуйста, можно смотреть на другие характеры, на других немцев, служащих рядом с Максимилианом, ну а главный герой именно такой, а не другой, и, если не спойлерить, то можно намекнуть, что на фрейдистской почве отношений с родителями плюс как результат контузий и тяжелой обстановки психика Ауэ потерпела сильный удар, и будут моменты именно в личной истории, показывающие и психопатию ГГ.

Так это же пост-модерн и весьма добротный.

Ауэ рефлексирует бесконечно в рамках личных проблем, а так-то он национал-социалист, абсолютно преданный идеям Гитлера и прочих, евреев надо уничтожать, они первейшие враги, поэтому он занимается этим делом, начиная с Украины, как во сне местами, но детерминированно, контент шоковый, соответственно. Он не злодей по своей сути, он педантичный немец, преданный озвученным партией идеям и выполняющий поставленные задачи.

В некоторых рецензиях я увидела мысли о том, что книга показывает, как самый обычный человек становился убийцей, потому что у него не было выбора. На мой взгляд, это показано гораздо тоньше. В СС шли добровольно, это раз, а два - скажем, на Украине, когда были организованы массовые расстрелы евреев, герой много рассуждает на тему "подобно большинству людей я не хотел становиться убийцей", но в то же время по сюжету показаны другие варианты. Всегда ведь можно подать рапорт и отправиться на фронт, разве нет? Был еще очень тяжелый момент, когда сверху пришло распоряжение расстреливать не только мужчин, но и женщин и детей, и офицеры зароптали, что психологически это слишком, мол, у многих есть свои дети. Так высокопоставленный офицер быстро добился разрешения уехать в Берлин и получить другое назначение тем, кто не в силах выполнять эту миссию.

Почему не уехал Максимилиан? Это никак не объясняется, нужно кому-то рассказать читателю во всех подробностях, что там происходило.

Я читала книгу в электронном виде, поэтому сложно оценить, насколько это пухлый роман. В издании указано, что в нем восемьсот страниц. У меня бумажное издание "Войны и мира" выполнено довольно убористым шрифтом, так вот первые два тома - семьсот страниц. Так что объем "Благоволительниц" чувствуется, и автору есть где развернуться, поэтому Ауэ пространно рассуждает о философии нацизма, рассказывает, откуда появилась идея искоренения евреев, высказывает свои соображения и наблюдения о психологии окружающих, в подробностях говорит об умерщвлении людей и неприглядной физиологической стороне всего этого. Расстрелы, затем концентрационные лагеря и убийство газом, сжигание трупов. На страницах мелькает и кое-кто из верхушки партии, Ауэ, продвинувшись по карьерной лестнице, немного контактирует с Гиммлером, например. А в какой-то момент ему удается увидеть самого Гитлера. Интересно отсутствие пораженческих настроений у нацистов, которые даже в апреле 1945 еще верили, что вот-вот немецкая армия нанесет сокрушительный удар, и русские отступят за Одер.

Роман содержит аллюзии на древнегреческий миф об Оресте, убившего мать и ее любовника, Ореста преследовали богини Эринии, но Афина Паллада оправдала Ореста, а богиням дала поклонение афинян, ну и Эринии сменили гнев на милость, их стали называть Эвменидами - Благоволительницами. Кроме того, Ореста влекло к его сестре Электре. Книга нашпигована и сюрреализмом, выражающемся в основном в снах Ауэ и в его бреду, когда он болел или выживал после ранений, а так же чуть ли не в видениях после контузии. Так что, мне кажется, автор густо намиксовал всего, масштабность Толстого, достоевщину, кафкианство, греческие мифы, Фрейда и не только это.

Автор слишком увлекается описаниями физиологических отправлений людей, видимо, чтобы поглубже погрузить читателя в дерьмо в зловонную атмосферу вагонов и концлагерей, но и сны Ауэ переполнены потоками испражнений, а он сам часто страдает расстройством желудка и, конечно же, рассказывает об этом очень подробно, ну а в начале массовых зачисток у него возникает рвота чуть ли не после каждого принятия пищи, как психологическое расстройство. Мне показалось, что автор утерял чувство меры, и можно было сократить этот контент.

Несколько раздражает образованность Масимилиана. Куда ни ткни, и это-то он читал, и музыку-то он слушал, и все это уже к началу войны, когда ему было около 26 лет. Возможно, он изучил все-все-все в университете, но встречает он на своем пути людей значительно старше себя, и кто ни затронет практически любую тему, все-то он знает и имеет продуманное суждение. На Кавказе, кстати, он все время думал о Лермонтове и Печорине, взирая на живописные окрестности, но когда у него создалась ситуация практически печоринской дуэли, я аж подпрыгнула от удивления, как-то чересчур.

Длинноты есть, например, чтобы не казалось, что один Максимилиан все на свете знает, появляется немецкий ученый-лингвист на Кавказе и увлеченно обсуждает с Ауэ особенности языков и наречий малых и просто крохотных народов Кавказа. Так-то там стоял вопрос, уничтожать ли горских евреев, которые давно ассимилировались и превратились в горцев, полностью переняв их обычаи, поэтому все вплетено в сюжет, но несколько неоправданно грузить читателя страницами лингвистических рассуждений.

Кругом немцы в основном (на Украине и украинские капо), а противная сторона почти не представлена, лишь громыхает артиллерия, да падают бомбы, но в Сталинграде у Ауэ состоялся интересный разговор с захваченным в плен офицером Правдиным, Максимилиан допрашивает его, они курят и рассуждают о коренном отличии двух идеологий. Ближе к концу красные появляются, как жестокое возмездие, в том числе и по отношению к немецким женщинам и детям, грубая безжалостная сила. "Русского" Ауэ видит только одного, и это зверского вида короткорослый бурят, оседлавший советский танк.

В целом же, роман очень неплох, он увлекателен, интересны повороты сюжета, интересна психология, интересны фрейдисткие переживания героя и его общение с сестрой и матерью, романтическая линия с девушкой, детективная линия, эмоции, часто сменяемые декорации и интенсивность действия, есть и другие яркие персонажи, ну и историческая панорама событий весьма внушительна. И Литтелл не скатился к тупой пропаганде чего-либо. Ну а что тут пропагандировать-то? Все и так знают, что немецкие нацисты были полны решимости выкорчевать евреев под корень, лишь к концу войны они всерьез озаботились сохранением их в качестве рабочей силы, но это уже плохо получилось. А в романе хорошо раскрыто, как возникла идея уничтожения, почему ею прониклись исполнители, и как ей следовали, не осознавая, не желая осознавать по разным причинам беспредельную жестокость и чудовищность того, что творилось. Война в целом показана именно тем, чем она и является - жестоким, тяжелым, грязным делом. Ну а сложный образ протагониста лишь добавляет занимательности этому повествованию.

Posts from This Journal by “книжное” Tag

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
pol_ned
Jul. 5th, 2018 10:17 am (UTC)
"Благоволительниц" читал месяца два, не меньше. Автор огромную работу проделал, конечно, что вызывает уважение, но перечитывать не буду никогда, слишком тяжело и мерзко.
Хм, не совсем понимаю точку зрения, что описана история человека, который "просто делал свою работу" - так можно сказать о Ханне в небезызвестном "Чтеце", но не об этом персонаже. Ханна была педантична и наивна, а Ауэ все прекрасно понимает и осознает, но предпочитает плыть по течению даже если течение выносит его в сторону сточных канав. Его даже антигероем назвать нельзя.
romanetto
Jul. 5th, 2018 10:28 am (UTC)
Да, совершенно согласна! Он все понимает и принимает полностью идею-то, разделяет ее. И действительно плывет по воле волн, словно фаталист, с намерением пройти этот путь до конца, не предпринимая никаких усилий сменить деятельность, хотя возможности были. Он порадовался новой задаче, найдя ее более конструктивной (не убивать евреев, а приспособить к производительному труду), но ведь эта новая идея все равно включает селекцию. Томас еще очень яркий персонаж!
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:39 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
paolo_74
Jul. 5th, 2018 10:49 am (UTC)
сейчас есть время на работе, почитать что ли... не вгонит в депрессию?
pol_ned
Jul. 5th, 2018 11:00 am (UTC)
вы не раз говорили о своей эмоциональности, так что вполне может и вогнать. У меня было ощущение, что я в грязном коконе, из которого нет сил выбраться. Читал с чувством некой обреченности.
(no subject) - paolo_74 - Jul. 5th, 2018 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 6th, 2018 05:50 am (UTC) - Expand
jananov
Jul. 5th, 2018 11:05 am (UTC)
Спасибо за совет, мне очень интересна как раз эта тема, найду и прочитаю роман.
romanetto
Jul. 5th, 2018 11:18 am (UTC)
Да не то чтобы советую, тема очень тяжелая, но я прочитала с интересом!

Edited at 2018-07-05 04:05 pm (UTC)
pol_ned
Jul. 5th, 2018 11:16 am (UTC)
а "Выбор Софи" читала? Там куда меньше постмодернистских выебонов, просто хороший психологический роман, который потом, увы, плохо экранизировали, но Мерил Стрип сыграла при этом гениально.
romanetto
Jul. 5th, 2018 11:19 am (UTC)
Нет! Надо заглянуть, что это) Я, кстати, "Большие надежды" дочитала, очень понравилось!
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Jul. 5th, 2018 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 5th, 2018 02:03 pm (UTC) - Expand
shideh
Jul. 6th, 2018 07:21 am (UTC)
Читала роман. Лучшая часть в нем - Токката. Неплохо прописаны события до Сталинграда, затем автор съехал от интересной и перспективной темы бюрократа в период Холокоста к очередному "я такой умный, поэтому тут ссылочка, там ссылочка и еще много разных намеков на то, какой я образованный и умный".
romanetto
Jul. 6th, 2018 08:16 am (UTC)
Про Сталинград тоже интересно для меня было. А в "Менуэте" все же хорошо раскрыта тема и бюрократии и столкновения интересов: уничтожать евреев или сохранять, как рабочую силу.
(no subject) - shideh - Jul. 6th, 2018 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 6th, 2018 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Jul. 6th, 2018 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 6th, 2018 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Jul. 6th, 2018 01:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
al_grin
Jul. 9th, 2018 05:52 am (UTC)
его, роман, как читать, как документальное произведение?
romanetto
Jul. 9th, 2018 06:07 am (UTC)
Это художественный роман, а не мемуары.
czebers
Jul. 9th, 2018 06:35 am (UTC)
НЕ ЧИТАЛ, НЕ ВИДЕЛ, НЕ ЗНАЮ, НО...
Интересно, а как перекликаются с этим романом
воспоминания Леона Дегреля "Эпопея: история Ваффен СС" ?
Леон Дегрель - непосредственный свидетель и участник
тех далёких событий.
leo_nafigator
Jul. 9th, 2018 08:15 am (UTC)
Пара мелочей. Не к Вам замечания, но к автору.

В СС шли осознанно до 1939 года. Потом бывало, забирали всех призывников из деревни в Waffen-SS и не спрашивали. Впрочем, в духе того времени это было даже почётно, вроде службы в ВДВ у нас. Пиар, однако.

Далее, сантименты на тему «я не хотел становиться убийцей» совершенно излишни. Виновность евреев во всём среди нацистов была столь же непреложной истиной, как и виновность «тупых пиндосов» в современной России или «москалей» во всех бедах Украины. Враг нужен всегда, иначе придётся над собой работать. Так что рвотный рефлекс возможен, а вот сантименты или раскаяние ... процитирую: «после того, как мы сожгли деревню, мы пошли собирать мёд диких пчёл».
romanetto
Jul. 9th, 2018 08:54 am (UTC)
Да он не сильно рефлексирует-то, герой, на тему именно вины. Он дает точку зрения, которую, скажем, Рудольф Хесс в своем дневнике излагал: "Я просто старался хорошо делать свою работу". И отвалите от меня) Никого не хотел убивать - это что-то абстрактное, а во время войны герой был абсолютно уверен, что еврей=враг.
varana
Jul. 9th, 2018 09:40 am (UTC)
Насколько я помню, ГГ вовсе не был антисемитом и не считал, что евреев надо уничтожать. Просто так было решено начальством, он это критиковал, но подчинялся. И ему просто было интересно: как это - убивать людей.
romanetto
Jul. 9th, 2018 09:50 am (UTC)
Нет, не критиковал. Это было совершенно очевидно для национал-социалиста, что евреи - враги, пропаганда была очень сильна, и герой просто пересказывает, почему, мол, так. Затем ветер переменился, когда война с СССР стала совсем нелегким делом, и не хватало рабочих, тогда возникла идея, опять же спущенная сверху, попридержать евреев в качестве раб.силы. Герой понимает в этот момент, что созидание конструктивнее, чем уничтожение, поэтому эту работу выполняет с бОльшим воодушевлением.

Не поняла, что значит "просто было интересно" в контексте происходящего, ну, наверняка, организация процесса его интересовала, все-таки он непосредственный участник.
stalinist
Jul. 9th, 2018 06:22 pm (UTC)
А в романе хорошо раскрыто, как возникла идея уничтожения, почему ею прониклись исполнители ...

Меня интересует этот вопрос, но для ответа на него вряд ли стоит читать 800 страниц этого романа. Не могли бы вы любезно вкратце обрисовать этот ответ? Коротенько, страниц на 5 0,5?
andreydv11
Jul. 13th, 2018 10:53 am (UTC)
Читал эту книгу несколько лет назад. Именно бумажную версию. Так что если объём романа интересует, то она весит килограмма полтора. Её тогда Прилепин рекламировал, называя одним из величайших произведений культуры в истории, безусловным шедевром. Из любопытных подробностей: книга написана американцем изначально на французском языке. Писал он её по его словам в Грозном во время штурма российских войск, запершись в номере отеля с ящиком виски. Исходя из этого, его многие обвиняли в том, что он взял за основу дневники реального офицера СС, потому что некоторые подробности на бытовом уровне нельзя взять из головы или придумать. Кто книгу читал - поймёт. Что касается содержания: книга в первую очередь очень жёсткая. Любители мяса во всех его видах найдут его на страницах в изобилии. Та деловитость, педантичность, с которой немцы подходят к массовому истреблению людей раскрыта прекрасно. Оказывается это довольно непростая задача - уничтожить за короткое время 50000 человек. Расстрельные команды начинают нервничать, ежеминутно нажимая на курок в течение суток. У них происходят нервные срывы. А ведь расстрелянных ещё нужно компактно всех закопать. Показана и динамика процесса в историческом ракурсе: если в Польше в 1939 году у подразделений СС опыта массовых расстрелов не было, то в 1941 году на Украине все процессы отлажены. И всё равно непросто столько людей сразу расстрелять. Отрезок про горских евреев не показался мне лишним. Скорее это была попытка автора вставить в текст немного чёрного юмора. Там немцы на полном серьёзе пытаются разобраться - то ли это просто иудеи по религии - тогда чёрт бы с ними, то ли этнические евреи - тогда весь народ надо расстрелять. В целом автор пытался написать антивоенную книгу с позиций западноевропейского гуманизма, но и поклонники эстетики Третьего Рейха и всякой жести найдут в романе много интересного. Лично моё субъективное мнение о книге неоднозначно. С одной стороны равнодушным она не оставит, с другой сказать про это "нравится" - ну не может такое нравиться. Для меня прочтение этой книги стало своеобразным уроком - как легко с обычных людей в экстремальных условиях слезает шелуха цивилизации. И это с великого немецкого народа, давшего миру сонмы гуманистов и праведников.

P.S.: И ещё. Тут кто-то в комментариях спрашивал: что направило всех этих уничтожителей делать это. Просил коротко ответить, на пол-странички, чтобы все 800 страниц не читать. Так вот, ответ укладывается в одну фразу: "Мы просто выполняли приказ". С этим же настроением они и "Мерседесы" делают. Просто в те годы они убивали людей.
romanetto
Jul. 13th, 2018 11:42 am (UTC)
Наверное, он начал этот роман в Чечне, потому что он уволился потом из гуманитарной организации и уже основательно взялся за книгу. Импонирует то, что он поездил по России и Германии в течение полутора лет.

Отрывок про горских евреев я не считаю лишним, мне показался он излишне затянутым, но не буду спорить, это субъективное восприятие. В целом очень хорошо показано, что Ауэ был предан работе и педантично пытался разобраться в проблеме не потому, что ему было жаль этих горских евреев, вовсе нет, но все должно быть по правилам, обосновано, подтверждено наукой.

Не то чтобы шелуха цивилизации.. даже не знаю, как это назвать, физически тот же Ауэ везде искал горячую воду, чтобы помыться, а Правдин был чисто выбрит. Но вот как подавляющее большинство немцев прониклось идеей уничтожения евреев? Я читала, конечно, как это обосновывалось, расовый антисемитизм возник еще в 19 веке, в начале 20 стал базой для национал-социалистической партии, ну а в Третьем Рейхе превратился в закон.

Критическим переосмыслением этого чудовищного закона почти никто и не занимался, и в книге герой объясняет, что система была продумана т.о., чтобы была снята полностью моральная ответственность за убийства евреев со всех по цепочке вниз до рядовых исполнителей. Фюрер заменил Бога)
(no subject) - andreydv11 - Jul. 13th, 2018 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jul. 15th, 2018 06:10 pm (UTC) - Expand
kymyl
Oct. 27th, 2018 07:47 pm (UTC)
Если Вы заинтересовались этой темой, прочтите Робер Мерль "Смерть моё ремесло".
Есть в интернете. Например,
https://www.litmir.me/br/?b=19690&p=1
Намного короче "Благоволительниц", но очень емко.
Извините за поздний отзыв.
romanetto
Oct. 28th, 2018 06:02 pm (UTC)
Спасибо огромное!)
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

romanetto
Разноцветные дни.
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com