?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит."
А.С. Пушкин

"Жизель" вживую (если не считать многочисленных записей) я видела только в Большом Театре в редакции Григоровича, поэтому с большим удовольствием пошла в МАМТ (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) сравнить с абсолютно классической постановкой этого театра (художественный руководитель балета - Лоран Илер). Балет "Жизель" люблю за его незатянутость и динамичность, во-первых, а во-вторых, за потрясающую атмосферу второго акта с виллисами, фантастическими существами, мертвыми невестами, увлекающими случайных путников в смертельный танец в ночи. Идею балета Теофиль Готье почерпнул у великого немецкого поэта-романтика Гейне, сочинив историю бедной крестьянской девушки Жизель, обманутой молодым графом Альбертом, его соавтором стал известный либреттист Жюль-Анри Вернуа Сен-Жорж, а музыку сочинил талантливый и чрезвычайно продуктивный композитор Адольф Шарль Адан, имевший в своем багаже на тот момент множество опер-буфф и несколько опер и балетов.

Giselle_-Carlotta_Grisi_-1841_-2.jpg
(с) Карлотта Гризи в роли Жизели, литография 1841 г.

Краткое содержание балета в версии В. Ходасевича:

Да, да! В слепой и нежной страсти
Переболей, перегори,
Рви сердце, как письмо, на части,
Сойди с ума, потом умри.

И что ж? Могильный камень двигать
Опять придётся над собой,
Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой.


Сценография в МАМТ выполнена в классическом стиле, и костюмы, и офрмление сценического пространства, в первом акте на сцене деревенский дом Жизель и охотничий домик, а в глубине - декорации леса, выглядящие легкими и объемными, заполняют весь задний план; во втором акте действие переносится на кладбище, появляется одинокая могила, а лес преображается с изменением подсветки на лунно-голубую и становится мистическим и зловещим.

Giselle_-scène.jpg
(с) второй акт в Les Beautés de l'Opéra

"Жизель" - очень женский балет, и в первом действии все внимание традиционно обращено на девушку; графу Альберту и лесничему Гансу пока танцевать особо нечего. Оксана Кардаш с первых же ее па на сцене произвела впечатление потрясающей легкости. Я не так-то часто вспоминаю пушкинское "летит, как пух от уст Эола; то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет", и хореография бывает разная, и балерины попадаются не совсем, как пух, но Кардаш прелестно передает радость юной влюбленной девушки, порхая в счастливом танце по деревенскому дворику. Значимое па-де-де первого акта (танцуют деревенские юноша и девушка) получилось вполне достойным в исполнении Жанны Губановой и Иннокентия Юлдашева. Юлдашев показался в начале танца несколько тяжеловатым, но в середине распрыгался, и появилась желаемая легкость.

Заключительную сцену первого действия, сумасшествие и смерть Жизель, Кардаш танцевала безукоризненно, но несколько не хватало драматичности, на мой взгляд, однако, тут интересная штука, я замечала, что те балерины, кому не хватает драматизма в этой трагической развязке первой части балета, блистательны во второй. Так оно и оказалось, совершенно фееричным было первое же появление Жизели-виллисы, когда ее призывают из могилы другие виллисы, и она исполняет зловещий танец не до конца пришедшей в себя новой инфернальной сущности, будучи управляемой главной виллисой Миртой (Мария Бек танцевала ее безупречно).

Кордебалет очень порадовал, во втором действии он является полноценным главным персонажем наряду с Жизелью, Альбертом, Миртой, не говоря уж о Гансе, и очень важна синхронность и идеальные ряды виллис. Я помню, как восхищалась кордебалетом Большого Театра, так вот МАМТ тоже показал высочайшую техничность. Виллисы должны двигаться абсолютно синхронно, создавая своим танцем видимость единой потусторонней силы, не распадающейся на отдельные сущности, не имея личностной уникальности и воли. Все, кроме Жизель! А кордебалету и, конечно, педагогам-репетиторам, в списке которых я вижу блистательные имена заслуженных и народных артистов России - браво.

DSC_6981а.jpg
(с) фото с сайта театра

Лесничему Гансу с его трагической судьбой и во втором акте доводится потанцевать совсем немного, но народный артист России Георги Смилевски великолепен в этом смертельном танце, и весь образ очень органичен в целом.

Альберта танцевал Иван Михалев. В первом акте, где, как помнится, танцевать графу мало чего имеется, он блистал своей осанкой и великолепной внешностью танцовщика - высокий, статный, элегантный, широкоплечий, на голову выше Кардаш. Очень хотелось посмотреть, как он справится наконец со сложной партией во втором акте, ну и справился он, на мой взгляд, просто отлично, все как по нотам в сольных танцах, высокие легкие, но мощные прыжки, зависание, а в дуэтах с Кардаш, где большую часть партнер находится в тени партнерши, подкручивая и перенося ее по сцене, можно отметить с какой легкостью делал это Михалев, в его руках Кардаш казалась невесомой, как пушинка, как настоящая, ничего не весящая виллиса, парящая, благодаря графу, над сценой.

И еще раз про Оксану Кардаш пушкинское (у него, конечно, про Истомину и нимф), лучше не скажешь:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит


IMG_3913а1.jpg
(с) фото с сайта театра

Оркестром дирижировал Роман Калошин, все идеально, и соло на альте, гобое и арфе прекрасны, музыку Адана ведь можно сравнить с родниковой водой - чистой, хрустально-прозрачной, звонкой, ради одной только этой музыки можно идти на спектакль, но и сам балет в этом составе получился достойным, а за последние годы уровень МАМТ вообще сильно вырос, и театр вполне может конкурировать с главным балетным театром страны.

Группы театра в Фейсбук, Инстаграм, Вконтакте

Благодарю за аккредитацию СОО moskva_lublu и организатора сообщества turandot5

Posts from This Journal by “театр” Tag

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
turandot5
May. 29th, 2018 04:36 pm (UTC)
А у меня танцева Сомова, так наоборот, разтанцевалась только во 2м акте.
romanetto
May. 29th, 2018 05:10 pm (UTC)
Кардаш сразу мне понравилась, но второй акт я в принципе люблю больше, хореография интереснее, и у меня вообще мурашки по коже, когда Жизель-виллиса пытается спасти графа и танцует сама, и когда он, бедолага, выдает мощнейшие прыжки из последних сил)
amarillios
May. 29th, 2018 05:02 pm (UTC)
и правда, Жизель в Стасике мне тоже очень нравится
мы Кардаш и Михалева в паре в Щелкунчике там видели
перспективные ребята:)
на Жизель снова хочу
romanetto
May. 29th, 2018 05:11 pm (UTC)
Да вы, наверное, весь репертуар там смотрели не по одному разу :)
amarillios
May. 29th, 2018 05:13 pm (UTC)
да они выросли сейчас так
я еще помню этот рассихрон кордебалета как раз в жизели, с Большим ваще рядом не стояли:)

amarillios
May. 29th, 2018 05:17 pm (UTC)
а опера там тебе как?
romanetto
May. 29th, 2018 05:20 pm (UTC)
Да норм все, ты же знаешь, что я по трем оперным театрам, Большой, Новая опера, ну и МАМТ, Покровского еще хороший такой, прямо камерный :)
pol_ned
May. 29th, 2018 05:12 pm (UTC)
вот у меня с балетом не задалось от слова вообще, но м.б.просто не видел вживую то, что меня захватило бы целиком. Но читать это было интересно!
romanetto
May. 29th, 2018 05:26 pm (UTC)
Да я просто сама классической хореографией занималась, ну и фанатела просто ух как от всего этого, и как коллекционируют разные экранизации, так я коллекционировала разные Жизели, Щелкунчики, Дон Кихоты и не такие классические постановки от того же Бежара или нестандартные интерпретации классики типа Боурна) Спасибо!
pol_ned
May. 29th, 2018 05:42 pm (UTC)
кстати, мне твой рассказ знаешь что напомнил? Во вьюношестве читал повесть Далии Трускиновской (о, даже имя запомнил!) "Душа и дьявол" - ну так душевно, что аж по сей день сердце с теплом сжимается). Там по сюжету была учительница танцев, такая немного дама-сухарь, она все мечтала исполнить главную партию в "Жизели", но преподавала танцы (или аэробику?) местным толстухам, а потом в ее жизни всяческие мистические радости пошли - она продала душу дьяволу, чтоб изловить маньяка, который девочек убивал в их районе и по "роду деятельности" ей приходилось на шабаш ведьм ходить (там так смешно описывается еще - она ожидала оргию, а там скучное чаепитие с почтенными дамами-пенсионерками). В общем, "Жизель" у меня всегда-всегда ассоциируется с этой книжкой, где об этом балете с таким трепетом и безнадежным обожанием.
romanetto
May. 29th, 2018 06:19 pm (UTC)
Сюжет чумовой!!!)) Молодец Трускиновская!
(Deleted comment)
romanetto
May. 30th, 2018 01:57 pm (UTC)
Желаю тебе отличных постановок!))
nihon81
May. 29th, 2018 05:59 pm (UTC)
Я очень давно в Новосибирске смотрела этот балет, запомнилось только, что было слышно топот балерин. 😄
romanetto
May. 30th, 2018 01:58 pm (UTC)
Слышно!)) Но мне так нравится этот перестук пуант))
nadya_foxy
May. 30th, 2018 06:56 am (UTC)
Это один из моих любимых балетов. Собирались пойти на "Раймонду", в Мариинку, но у ребёнка случилась ветрянка, так что теперь мы сами, как балет. :))))))
romanetto
May. 30th, 2018 02:06 pm (UTC)
Вот и у меня из классики, наверное, самый-самый любимый балет!)) О, прямо сейчас сидите с ветрянкой?! :( Выздоравливайте поскорее!))
nadya_foxy
May. 30th, 2018 03:05 pm (UTC)
Спасибо! Очень стараемся. :)
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

romanetto
Разноцветные дни.
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com