?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

75796.jpg

Действие фильма разворачивается на открытом пространстве рядом с деревней, пространство заполняется движущимися людьми, рисующими в своем движении круги, квадраты, линии. В сущности, в основе этого фильма - мощная хореографическая постановка, но хореография здесь, как инструмент в умелых руках режиссера, явно тяготеющего к сюрреализму, но балансирующего на грани с реализмом.

77.jpg

Сам режиссер венгр Миклош Янчо говорил о своих ранних фильмах, что они были сняты в относительно реалистическом стиле, но в то время, когда он создал их, работы выглядели более необычными. История, рассказанная в "Пока народ ещё просит" (другое название - "Красный псалом") - о восстании венгерских крестьян в 1890-х годах и о социалистическом движении в Венгрии, поэтому люди, движущиеся в танце, представляют собой три группы - крестьяне, военные и аристократы. Бедняки создают круг, танцуя вместе, держась за руки, а военные и хозяева стараются нарушить сплоченность крестьян и батраков. Сделано всего лишь 26 длинных плана, которые Янчо всегда любил, планы без монтажных склеек, камера постоянно движется, то следуя за движущимися же людьми, то приближаясь для крупного плана, то отдаляясь, чтобы показать все пространство, неизменное бескрайнее зеленеющее открытое пространство рядом с деревней.


55.jpg

33.jpg

Много красивых актеров и актрис, молодых, тонких; юные девушки раздеваются догола, трогательно беззащитные и в тоже время сильные, вообще во всем действии ощущается незыблемая правота людей, работающих по 16 часов в сутки и доведенных до такого отчаяния, что смерть страшна, конечно, но и дальше так жить невозможно. Фильм очень музыкальный, как танцевать без музыки, звучат народные и революционные песни (непривычно услышать "Вихри враждебные" на венгерском языке). Красный цвет возникает в этой картине, которой присущи строгие тона, тоже несколько сюрреалистично, то это настоящая кровь на руке молодой женщины, то у бедняков появляются красные эмблемы, ну а в конце фильма кровь расплывается огромным пятном на прежде зеленом пространстве, что очень символично и эффектно, обреченность и в то же время решимость погибнуть, естественно, желая жить, а не умирать, достигают своей кульминации.

11.jpg

22.jpg

Позабавил казуистический вопрос журналиста в одном из интервью с Миклошом Янчо:

"Похоже, что здесь у вас (в более позднем фильме - прим. мое) более пессимистический взгляд, чем в "Народ еще просит", где вы предполагаете, что революция действительно возможна, что народ в самом деле способен объединиться, чтобы бороться за свою свободу. В более поздних фильмах, таких как "Любовь моя, Электра" и "Рим снова хочет цезаря" (1973), вы показываете персонажей, которые пытаются вдохновить народ на восстание, убедить его в том, что он способен изменить свое положение, но терпят неудачу. Почему вы пришли к выводу, что народ на самом деле не хочет менять существующее положение вещей?"

Янчо не предполагал, что революция действительно возможна, и что народ в самом деле способен объединиться, чтобы бороться за свою свободу. Он это утверждал, так как революция произошла, и народ объединился, чтобы бороться за свою свободу.

А ответ режиссера был:

"Этот пессимизм возник, вероятно, благодаря изменениям, которые произошли во всем мире после 1968 года. Эти изменения нельзя игнорировать"

И он, конечно, прав по поводу пессимизма своего и многих после 1968 года, но это совсем другая история и - с восьмичасовым рабочим днем.

P.S. Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.

66.jpg



Лента просмотрена для "Тематической кинорулетки №19. Венгерское кино"

Posts from This Journal by “фильм-фильм-фильм” Tag

Comments

romanetto
May. 4th, 2018 08:04 pm (UTC)
Может быть, у него этот фильм был еще пробой пера! А вот по наводке pol-ned я посмотрела небольшие кусочки "Частные пороки, общественные добродетели", это, конечно, смотрится уже намного больше фильмом, несмотря на скандальность, поскольку Még kér a nép - чрезвычайно театрализованная лента, в которой нет однозначно главных героев, и у меня есть смутное ощущение, что Янчо просто экспериментировал с формами. Однако, "Без надежды" снят раньше!) Эстетика в любом случае у него потрясающая.
mr_henry_m
May. 4th, 2018 08:54 pm (UTC)
Да, раньше, и, наверное, поэтому эстетика там более классическая и доступная. Но всё равно меня не смущает театрализованность, потому что сам факт слаженности и отрепетированности перемещений такого количества людей меня восхищает. Не знаю, как тут, но в "Электре" ещё и несколько планов сразу действуют - то есть, есть центральные фигуры, их окружает первое кольцо, потом третий ряд танцующих что-то своё, на четвёртом ходят какие-то отдельные люди и делает ещё что-то другое, и, наконец, где-то далеко-далеко бродят одиночные статисты, которых, такое ощущение, вообще не предполагается видеть. В общем, картинка настолько перегружена участниками, что всех заметить и не получится. При этом среди этих статистов вырисовываются даже отдельные характеры, выражающие себя исключительно за счёт особых движений, по которым можно понять их предназначение. Ну, я уж молчу, что в центре - знаменитая древнегреческая трагедия, в которой сюжет сам по себе интересен.
romanetto
May. 6th, 2018 04:19 pm (UTC)
Здесь да, есть нечто похожее, крестьяне идут в круги в народном танце, солдаты ходят по прямоугольникам, лошади скачут, и так далее. И здесь тоже выделяешь несколько лиц, более значительных, чем остальные!

Profile

romanetto
Разноцветные дни.
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com