?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Щегол и Шантарам

Донну Тарт называют новым Диккенсом, а кто-то и на Достоевского нашего замахивается в сравнениях, но я от книги не в восторге и сейчас объясню почему. Первая треть романа "Щегол" очень трогательная - мальчик жил с мамой в Нью-Йорке, ходил с ней по выставочным галереям и наслаждался жизнью, поскольку мама была легким творческим интересным человеком, но однажды в очередном музее произошел терракт. С этого момента жизнь парнишки круто меняется, поскольку непонятно вообще, где и с кем он будет жить. Когда в помещении музея произошел взрыв, мальчик, будучи не в себе, прихватил оттуда известнейшую и, естественно, баснословно дорогую картину "Щегол" кисти Фабрициуса, которую будет перепрятывать и дрожать над ней. В этой первой части пареньку сочувствуешь изо всех сил, поскольку невозможно не сочувствовать. Переживания у него сильнейшие, и по поводу гибели матери, и новой семьи, и этой украденной картины. Тарт пишет очень многословно и, на мой взгляд, увлекательно, многословность не раздражает, а из слов создается музыка одиночества, тоски и страха главного героя.



Во второй трети романа мальчик переезжает в американскую глубинку и попадает под влияние своего одногодка Бориса, украино-русско-польского мигранта, друзья берут верный такой курс на алкоголь, а потом и таблеточки, будучи фактически предоставлены сами себе. И всю эту вторую часть довольно много читаешь о том, как герой блюет, то перепив, то обдолбавшись. Но надеешься на лучшее, все-таки мальчик столько пережил. Повествование довольно динамичное, и там будут интересные взаимоотношения с людьми, и криминальное развитие событий. И постоянное блевание-блевание-блевание.


В третьей части жизнь опять круто меняется, и после напряженных событий все вроде бы налаживается, становится лучше и лучше, вновь полная смена места жительства, снова Нью-Йорк, тут и учеба, и комфортная психологически обстановка, и вдруг! Я когда читала, просто подпрыгнула от негодования на стуле, что ж такое-то! Этот "Щегол" так психологически изматывал ГГ, что он вспомнил о волшебных таблеточках, раз, а два - в какой-то момент стал мошенником. Оп-па, а к концу романа и повзрослевший гарный хлопец Борис появляется вновь, и тогда он был оторвой, а тут уж совсем бандит, хотя, надо отдать ему должное, он всегда складно рассуждал об "Идиоте".

Несколько лет уже прошло, поскольку герой был подростком, а уже жениться собирается. Но все развитие главного героя состоит только в углублении рефлексий (безответная любовь есть до кучи), и в больном пристрастии к веществам. Я бы его зауважала, если бы он как-то изменил свое отношение к базовым жизненным вещам, но он носится, как дурень, с этой своей картиной и расписывает свои обалденно глубокие переживания. И что мне это дает?

Но тут я очень кстати прочла, что в эпоху постмодерна писатель часто создает книжку "два в одном", увлекательное развитие событий плюс глубокие рефлексии, и поэтому ты можешь либо следить за неожиданными захватывающими поворотами сюжета, либо вслушиваться в мысли и переосмысления. И поскольку герой мне видится инфантильным депрессивным дегенератом-неврастеником с пагубными наклонностями, вслушиваться там особо не во что, а вот приключения любопытны.

Со мной можно не соглашаться, на "Щегла" ну оооочень восторженные рецензии за редчайшим исключением. Но я не люблю таких героев. Книга, между прочим, толстенная, надо же куда-то многословность впихивать. И по совокупности признаков напоминает "Шантарам", тоже тяжеленный кирпич, который я прочла в том году. Герой "Шантарама" - взрослый австралиец-уголовник в бегах, первая часть очень хороша описанием Индии, трущоб Бомбея, жуткой грязищи, холеры, мошенничества на каждом шагу, однако, много хороших людей в этих трущобах, выживающих и помогающих друг другу, интересно налажен быт, есть и гламурная тусовка уже не в трущобах, конечно, и бомбейские криминальные авторитеты, бандиты, сюжет очень неплохо развивается.



Главный герой тоже рефлексирует будь здоров, а так как он влюблен, да и вокруг смертельные инфекции волшебная Индия, то свои многословные тирады излагает подобно "Песне песней", что довольно комично для современной книги, но опять же, многие восторгаются поэтичностью слога и не находят ничего странного, что герой мыслит поэмами, вот прямо и сидит и начитывает в голове целую поэму.

Когда я поцеловал ее, грозы, назревавшие в глубине ее глаз, разразились в наших ртах, а слезы, струившиеся по ее пахнущей лимоном коже были слаще меда, продуцируемого священными пчелами в жасминовом саду Храма Момбадеви.

Глаза его были такого же цвета, какой приобретает песок у тебя на ладони за несколько минут до того, как солнце опустится за морской горизонт.

Я смотрел на окружающий насквозь промокший мир и думал о той реке, что течет в каждом из нас, где бы мы ни жили. Это река наших сердец, наших сердечных желаний. Это чистая, глубочайшая истина, показывающая нам, кем мы являемся и чего можем достичь.

Истина в том, что нет хороших или плохих людей. Добро и зло не в людях, а в их поступках. Люди остаются просто людьми, а с добром или злом их связывает то, что они делают – или отказываются делать.
(Ну кто бы сомневался - прим. мое)

А вот, кстати, рассуждения Бориса из "Щегла" на тему добра и зла. Созвучно?

От хороших дел не всегда бывает хорошее, а плохие дела - не всегда приносят плохое. <...>
Помнишь князя Мышкина в "Идиоте"? <...> Мышкин всем делал только добро... бескорыстно ... ко всем относился с пониманием и сочувствием, и к чему привела вся эта его доброта? К убийствам! Катастрофам! <...> А что если - что если все гораздо сложнее? Что если и в обратную сторону все тоже - правда? Потому что, если от добрых намерений иногда бывает вред? То где сказано, что от плохих бывает только плохое? А вдруг иногда неверный путь - самый верный? Вдруг можно ошибиться поворотом, а придешь все равно, куда и шел?


И куда Рогожина привели его "повороты"? А, Борис?

Вторая часть "Шантарама"- это нечто, поскольку развитие и этого героя пошло каким-то странным путем, он начал боготворить одного из паханов, родом из Афганистана, и воображать его своим отцом. В результате хитрый старик заманивает его на афганскую войну, и тот пробирается за каким-то хером в чужую страну на чужие разборки, в которых ни бельмеса не смыслит, но надо же поддержать "папу". Рефлексировать он и тут не забывает, поскольку скитаться в горах и чудом выживать под обстрелом - это хуже, чем бомбейская холера! Но опять же повествование увлекательное, хоть и крайне тяжелое, все-таки в Бомбее наряду с негативом было много и позитивного, а в Афгане полный мрак.

"Шантарам"-то - книга биографическая, написана Грегори Дэвидом Робертсом о самом себе и, надо сказать, что герой все-таки хоть как-то объясняет свои поступки, он же взрослый мужик в отличие от героя Донны Тарт. Странно, что читательская критика благосклоннее к "Щеглу", чем к "Шантараму". Может быть, мальчику легче посочувствовать, а потом уже втягиваешься, не замечая, что в герое нет в сущности ничего интересного, герой "Шантарама", например, в трущобах людей от холеры спасал если не врет, а от героя "Щегла" окружающим его людям ни тепло, ни холодно, если не хуже, он весь в картине, да иллюзиях, да наркоте. Поэтому сравнивать Тарт с Достоевским - это значит не знать Достоевского вообще.

Но обе книги неплохи в развлекательном плане для долгой дороги. Наверное)

Featured Posts from This Journal

  • "все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка"

    "В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в…

  • "Воспоминания великого князя Александра Михайловича Романова"

    Я попозже расскажу буквально пару эпизодов, удивительно связанных между собой (для меня) в повествовании. А пока попробую сформулировать мнение по…

  • Жюстин.

    Очень люблю Джеральда Даррелла - простой язык, удивительный юмор, не натянутый, а очень живой. Интереснейшие описания природы и фауны, но самое…

  • Ребекка.

    "Ребекка" авторства английской писательницы Дафны дю Морье - психологический триллер. Настолько триллер, что сам Хичкок экранизировал этот…

  • Отцы и дети.

    Самое удивительное, что спустя столько лет после написания романа загляни-ка в рецензии -- Базаров обсуждается, как живой. Как же интересно было…

  • дверь в лето

    Очень советую прочитать "Дверь в лето" Роберта Хайнлайна. Особенно, тем, у кого, как и у меня, дверь в лето в этом холодном, то снежном, то дождливом…

  • Мартин Иден

    "Мартин видел неведомые порты знойных стран, блуждал по людным площадям, в селениях диких племен, которых никто никогда не видел. Он словно…

  • цитата

    "Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый." Читаю…

  • о культуре на сон грядущий, мои дорогие читатели ;)

    Домучала пелевинский "S.N.U.F.F.". Можно написать о сюжете (это антиутопия), много параллелей сейчас можно провести с Украиной, ибо, страна орков…

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
led_oduvanchiki
Feb. 9th, 2018 08:14 am (UTC)
Любопытно. Я как раз первую книгу собиралась читать:) Спасибо за отзыв!
romanetto
Feb. 9th, 2018 08:19 am (UTC)
Попробуй! Буду ждать отзыва :)
yachtweek
Feb. 9th, 2018 08:23 am (UTC)
У Щегла обложка классная!
Мне первая часть Шантарама еще ничего, а вот вторая совсем плохо. Мне его рекомендовала одна знакомая, как самую лучшую книгу, которую она читала.
romanetto
Feb. 9th, 2018 08:33 am (UTC)
Ну вот кому-то очень даже нравится!
А есть еще вторая книга про героя Шантарама ;)
(no subject) - yachtweek - Feb. 9th, 2018 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 08:57 am (UTC) - Expand
lazy_rabbit
Feb. 9th, 2018 11:56 am (UTC)
помню, Шантарам прочитала взахлеб. Очень понравился. правда, до второй части так и не добралась.
romanetto
Feb. 9th, 2018 12:14 pm (UTC)
До второй книги, наверное? Я вторую не буду читать!
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_rabbit - Feb. 9th, 2018 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 06:53 pm (UTC) - Expand
dingoblues
Feb. 9th, 2018 12:16 pm (UTC)
Хаха, вот забавная штука - время)) Я Шантарам читала давно, и была в полнейшем восторге именно от стиля)) А сейчас ты процитировала - я читаю и думаю, не может быть, чтобы я читала это в восторге, вообще не нравится, как написано)) Забавное такое ощущение.
И мне как раз больше часть про Афганистан понравилась, именно странным и чужим колоритом. Что-то почти что инопланетное ощущалось, когда читала, и это завораживало. А вот любовная линия его мне не понравилась еще и тогда, не понимаю я эту его "возлюбленную", скажем так, дабы не выражаться))) совсем мне не интересны ее метания.

А Донну Тарт во вконтактовском писательском сообществе как раз сейчас объявили в "читательский марафон", правда другую ее книгу. Еще не решила, буду "марафонить" или нет, аннотация и первые отзывы пока что не вдохновляют, но посмотрим)
romanetto
Feb. 9th, 2018 12:56 pm (UTC)
Ты права про время, потому что я сейчас вспоминала Шантарам прямо-таки с удовольствием, прочитав Тарт. Но как сейчас я чертыхаюсь на Тарт, так тогда я чертыхалась на Робертса))) Возможно, через год я буду думать о "Щегле", что, мол, вполне читабельно же, подумаешь, герои - дебилы)))

О, как интересно у вас! Будете разбирать секреты ее мастерства? Щеглу ведь Пулитцеровскую премию дали, не хухры-мухры))
(no subject) - dingoblues - Feb. 9th, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 01:58 pm (UTC) - Expand
pol_ned
Feb. 9th, 2018 04:22 pm (UTC)
я как раз "Щегла" читаю:). Дочитал ровно до середины. не помню, а "Маленькую жизнь" Янагихары ты читала? Их просто часто сравнивают (но по мне, так схожего мало, кроме "диккеновской" составляющей).
romanetto
Feb. 9th, 2018 07:00 pm (UTC)
Не читала! Советуешь?)
Я сейчас, наверное, буду "Дом, в котором" Мариам Петросян читать, не знаю уж, понравится ли. Прочла еще пелевинский "iPhuck 10"!
(no subject) - pol_ned - Feb. 9th, 2018 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Feb. 9th, 2018 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Feb. 9th, 2018 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Feb. 9th, 2018 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 9th, 2018 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pol_ned - Feb. 9th, 2018 09:21 pm (UTC) - Expand
mrsmile_gs
Feb. 9th, 2018 04:33 pm (UTC)

Всё же великая заслуга Робертса именно в том как он жил, а не как писал. Жил вопреки обстоятельствам, поэтому и книга такая вышла замечательная. Читал где-то классное интервью с ним. Он в итоге на принцессе женился)

romanetto
Feb. 9th, 2018 07:04 pm (UTC)
Вообще он удивительный человек, рефлексирующий уголовник и романтик, я думаю, много людей так живут, скрываются от полиции, пересекают границы, ввязываются в авантюры, тут-то особо удивительного ничего нет. Но у него есть дар поэтизации всего и всех, и это его отдушина и спасение. Про принцессу шикарно!!! Надо поискать)
(no subject) - mrsmile_gs - Feb. 9th, 2018 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Feb. 11th, 2018 02:46 pm (UTC) - Expand
anna_domanova
Feb. 9th, 2018 09:50 pm (UTC)
Отлично сказано, хороший разбор. Согласна с тобой. Я была под очарованием когда читала и первое и второе. Но шантарам бросила читать. Ужасно раздражал. Когда дочитала щегла в голове осталась блевота и погони. А книга для меня определяется все-таки желанием ее перечитать.
Эти книги стали для меня всего лишь отражением времени: типа вот это все едят. Не прониклась и озадачилась

Edited at 2018-02-09 09:55 pm (UTC)
romanetto
Feb. 11th, 2018 02:49 pm (UTC)
О, перечитывать точно не будешь! Герои совсем не близки мне, и их печалями не сильно проникаешься. Не мое. А Робертс мнит о себе много, тоже мне, великий философ)
yugo45
Feb. 10th, 2018 04:55 am (UTC)
Сейчас до работы 15 минут добираться, поэтому прочитать "Щегла" уже наверное не смогу )
Первую часть "Шантарама" прочитал почти сразу после её выхода, помню за пару ночей, то того не мог оторваться. Я бы сравнил чтение "Шантарама" с распитием вина, пока читаешь - всё кажется красивым и увлекательным, но по окончании происходит лёгкое похмелье. И прочитанное складывается в историю идеологически более всего напоминающей русский шансон обильно сдобренную цитатами из источников индийской мудрости, рассказанную чудовищно серьёзно и сентиментально. Впрочем написанную очень и очень хорошо.
romanetto
Feb. 11th, 2018 02:53 pm (UTC)
Да вот тоже даже немного жаль, что нет у меня долгой дороги на работу, и жаль этого, конечно, только из-за чтения!)) У меня на даче хорошо получается читать в саду с чаем, пока все спят. Кайф)) Сейчас мало, конечно, читаю.

Потрясающе сказано, очень-очень верно! Уголовная романтика же ж. А белый лебедь на пруду качает павшую звезду)
pinup_sss
Feb. 10th, 2018 02:22 pm (UTC)
Ключевое слово: "Наверное":) "Шантарамом" восхищаются очень многие мои знакомые
romanetto
Feb. 11th, 2018 02:55 pm (UTC)
У меня не получилось восхититься ;) Хотя.. восхищает то, что эта уголовщина восхищает многих, а Робертс прославился.
nihon81
Feb. 11th, 2018 01:49 pm (UTC)
Ничего не читала. Обложка у "Щегла" очень интересная.
romanetto
Feb. 11th, 2018 02:55 pm (UTC)
Да, отличная!
blondzinko
Feb. 12th, 2018 06:00 am (UTC)
Ух ты, какое интересное обсуждение!
Щегла прочитать не захотелось, но некоторые мысли о современной литературе ... ээммм... буду думать.)
Шантарам по-прежнему нравится.) Он рвет все мои стандарты и это хорошо.)
romanetto
Feb. 13th, 2018 12:27 pm (UTC)
Какие стандарты?)
kat_dallas
Feb. 13th, 2018 11:16 am (UTC)
Как-то мне расхотелось читать Щегла)
romanetto
Feb. 13th, 2018 12:28 pm (UTC)
Ну не знаю, многим-то нравится!)
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

romanetto
Разноцветные дни.
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com