Разноцветные дни (romanetto) wrote,
Разноцветные дни
romanetto

Человек не птица / Čovek nije tica, 1965



Смотрела фильм Макавеева для кинорулетки по югославской черной волне после блестящей рецензии beauty_spirit.

Да уж, подумала я, как-то страшновато и браться! Но, видимо, режиссер, создавая это фильм, еще не погрузился в пучину безумия и выглядит вполне себе в здравом уме, и мессаджи его почти понятны.


Итак, привлекательный, но в возрасте, мужчина-инженер, инженер выдающийся по предыдущим своим проектам, едет в командировку в маленький и депрессивный, как сказали бы сейчас, городок, построенный вокруг огромного металлургического завода, перерабатывающего руду, и имеющего на выходе медь, золото и серебро. Городок депрессивен не потому, что с работой туго, как это бывает в сегодняшних реалиях, а потому, что Макавеев не показал ничего позитивного :) Работяги бухают, любуясь на полногрудую сексуальнейшую певичку Фатиму, поющую что-то вроде частушек в харчевне, и дерутся, конечно. Вот и весь культурный досуг.

Молодой красивый рабочий женат на девушке из деревни, но все ее платья дарит любовнице, с которой его жена подерется на рынке, увидев любовницу в принадлежащей ей одежде. Бытовуха, чернуха и депрессуха. Режиссер подчеркивает, что рабочий класс - это просто быдло, которое было быдлом при царе, и им же остается при советской власти. Подчеркивает он это, приводя школьную экскурсию на завод, где молодой рабочий, одетый в лохмотья, руками лезет в лаву занимается тяжелым трудом, ухарски чего-то дробя. Учитель сообщает школьникам противным голосом диктора из телевизора (учитель жы ж пропагандист, иначе никак при Советах), что рабочие тяжко трудились при царе. Молодой рабочий, сверкая глазом, долбит во всю молодецкую силу, а учитель пламенно продолжает мысль, что скоро, мол, этих рабочих заменят установки.

И мы проводим нить - это же инженер приехал устанавливать установки! Вот бы, кстати, и порадоваться, нет? Но режиссера ничто не радует, он организует интригу, местное начальство просит инженера ускориться, инженер, однако, всегда стоит на реалистичных позициях, но благодаря своему гению, делает сложную работу с опережением. Бонзы же партийные знают, что за это им дадут огромный долларовый (вау-вау-вау!) контракт, а инженеру не дают премию, а только.. орден ( Мессадж прост и понятен - бонзы каким-то образом накрадут себе долларов (интересно, каким? :)), а инженеру - побрякушку.

Надо, кстати, отдать должное инженеру, не знаю, какая задача была поставлена перед актером, но герой его вполне позитивно воспринимает награду, хотя можно натянуть, что он играет по принятым правилам, но на самом деле ему это не сильно важно. Он - хорошо оплачиваемый выдающийся работник и не меркантилен, ум его занят совсем другими вещами.

А какими же?

Дело в том, что в этом городке он встретил юную парикмахершу по приезду, снял комнату у ее родителей..
Ох, вот это реально очень хорошая линия, потому что парикмахерша напоминает молодую Светличную, только еще моложе, воздушнее и сексуальнее. И здесь не будет такой глубокой трагедии, как в "Еще раз про любовь" с Дорониной, например, снятом с разницей в два года, но результат окажется тем же - разрыв.

Юная парикмахерша действительно полюбит "старичка", как она его ласково-стервозно назовет до "отношений", "старичку" лет 40 на самом деле, хотя на вид по сегодняшним меркам - 50. Но она, как говорится, "слаба на передок", и даже попытается это объяснить "старичку" одной-единственной фразой "это не то!". Вот эта мелодия живая, есть и эротические сцены, вполне деликатные, но страстные и однозначно трактуемые - секс!

Совершенно непонятно главное, "человек не птица". Тут вам и один из рабочих, раньше работавший в цирке, а сейчас на заводе в качестве высотника, пытающегося повыкаблучиваться и нарушить технику безопасности, летать же хочется! И родичи шалавы-парикмахерши, кричащие "старичку" - "мы ее берегли, как птицу!", хотя к появлению инженера беречь там было нечего. Еще какая-то ерунда про гипноз с массовыми вот этими развлекательными сеансами, где несчастных добровольцев гипнотизируют, а они вытворяют всякие "забавные" штуки на сцене и "летают" тоже, да. Все это в целом очень слабо и притянуто за уши, полный ноль.

В общем, мне понравился только реализм в отношении сексуального прототипа-парикмахерши, так бывает, и это интересно)

Остальное.. в быдляцком бытии интересно-то не быдляцкое бытие, а те, кто приподнялся над ним, воспарил, так сказать, не будучи птицей. Правда же?)

А смакование чернухи говорит лишь об авторе, то ли обрыдло делать приглаженное кино, дай-ка удивлю; то ли автор заглушает какую-то личную боль, цепляясь к внешнему, выбрав для атаки социалистический строй; то ли примитивная конъюнктура)

Поставлю 7/10, поскольку в любовной линии герои очень интересны. А остальное - так себе.
Tags: кинорулетка, фильм-фильм-фильм
Subscribe

Posts from This Journal “кинорулетка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments